Вернуться к обычному виду

Основные итоги деятельности

Доклад на августовском совещании работников образования Облученского муниципального района

23 августа 2016 года

Образование Облученского муниципального района – достижения, ориентиры, задачи

Приветствую всех в это замечательное время: уходящее лето, новые идеи перед началом учебного года. Это время идеально для того, чтобы обсудить основные итоги ушедшего учебного года и определить задачи на перспективу.

Образование всегда отражает суть эпохи. Инновационное развитие экономики страны, смена технологий, конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития, выбирая повышение доступности качественного образования. При этом особый приоритет определяется тремя ключевыми направлениями –

это учитель (т.е. КТО УЧИТ),

технология (КАК УЧИТ) и

инфраструктура (В КАКИХ УСЛОВИЯХ УЧИТ).

На современном этапе общества образовательные учреждения должны готовить ребенка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.

Переход от системы контроля качества к системе управления качеством - необходимое условие повышения эффективности сегодняшнего времени.

В докладе отражены основные достижения системы образования за предыдущий учебный год, определены первостепенные ориентиры и задачи для решения их в предстоящем 2016/2017 учебном году.

Среди основных достижений в системе образования за прошедший учебный год можно отметить следующие:

- обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте старше 3-х лет;

- снижение до минимума числа детей, обучающихся во вторую смену (0,2% в одной Раддевской школе);

- с 1 сентября 2015 года в 5-х классах школ введён ФГОС основного общего образования;

- успешно реализуется комплекс мер, направленных на повышение качества образования в школах;

- начата реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, рассчитанная на период до 2025 года;

- проводится активное обсуждение и подготовка к введению профессионального стандарта педагога.

Определение ориентиров развития образования – это непосредственное выполнение задач, определённых законодательством, Указами Президента РФ, федеральными программами, концепциями развития предметных областей.

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ;

-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

-Федеральные государственные образовательные стандарты;

-Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

-Национальная стратегия действий в интересах детей на 2013-2017 годы;

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»;

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гола;

-Концепция по развитию математического, филологического, технологического, географического образования, историко-культурного комплекса;

- Проект Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Система образования Облученского района в течение учебного года продолжала развитие.

На конец 2015/2016 учебного года в образовательных учреждениях района обучалось и воспитывалось 4351 детей в возрасте от 1,5 до 18 лет (в 2015 году - 4343 детей).

- 3058 школьников (в11 муниципальных школах и 1частной школе-интернат № 27 ОАО "РЖД") (2015 год – 3075);

- 1293 дошкольника (в 7 муниципальных детских садах, в 6 школах с группами дошкольного образования и 1 частном детском саду № 245 г. Облучье) (2015 год – 1268).

В систему образования района входят 2 учреждения дополнительного образования детей: Школа искусств г. Облучье и Центр развития спорта г Облучье с общим с охватом 591 человек.

Одной из приоритетных задач муниципальной системы образования является поддержание высокого качества предоставления образовательных услуг.

Доступность дошкольного образования – один из значимых показателей социального климата в муниципальном районе.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача достижения к 2016 г. 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7 лет. Нами данная задача уже выполнена: дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах.

Охват дошкольным образованием:

от 1,5 до 3 лет: 2014 г. - 48,1%, 2015 г. - 50,9%. 2016 г. - 69,6%;

от 3 до 7 лет : 2014 г. - 97,8%, 2015 г. - 98,5%. 2016 г. - 100%;

от 1,5 до 7 лет: 2014 г. - 82,7%, 2015 г. - 85,6%. 2016 г. - 94%.

Более того охват детей от 1,5 до 7 лет составляет в районе 94%, что выше областного показателя, который составляет в 2016 году- 91,6%

Решение задачи доступности дошкольного образования стало возможным благодаря совместным усилиями федеральных, областных и районных властей.

Так, в рамках участия в областной целевой программе «Государственная поддержка развития дошкольного образования в Еврейской автономной области на 2011-2015 годы» и при финансовой поддержке из средств федерального бюджета за период с 2012 по 2015 год открыто 8 дополнительных групп дошкольного образования.

2015 год - 1 группа (СОШ № 4 п. Хинганск).

На эти цели в 2015 году из бюджетов разных уровней было направлено более 3 млн. рублей, из них 357,0 тыс. руб. – средства местного бюджета.

В настоящее время продолжаются работы по реконструкции корпуса здания СОШ № 2 г. Облучье, где будет размещено 5 групп дошкольного образования на 115 мест.

На эти цели из бюджетов разных уровней направляется более 30 млн. рублей, из них более 4,5 млн. руб. – средства местного бюджета.

Создание новых мест значительно сократит потребность в услугах дошкольного образования в г. Облучье, где на сегодняшний день состоят на очереди для получения места в детский сад 94 ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Таким образом, в настоящее время в образовательных организациях функционирует 60 групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, включая 6 групп в частном учреждении (диаграмма: 2012 год – 52 группы, 2013 год – 53 группы, 2014 год – 56 групп, 2015 год – 59 групп, 2016 год - 60 групп).

Численность детей, посещающих образовательные организации, также увеличивается ежегодно (диаграмма: 2012 год – 1188, 2013 год – 1191, 2014 год – 1262, 2015 год – 1268, 2016 год - 1293).

Сегодня родители (законные представители) могут самостоятельно благодаря функционированию муниципальной услуги «Прием заявления, постановка на учет и зачисление детей в ДОУ» в электронном виде подать заявление в детский сад, узнать номер очереди и следить за её движением. Следующим важным направлением деятельности системы дошкольного образования является повышение его качества, поскольку оно в значительной степени обуславливает качество последующих уровней образования.

Основной задачей дошкольных образовательных учреждений в 2015/2016 учебном году стало продолжение введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие дошкольников, с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и специфичных для детей видов деятельности, в том числе на достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

Значительное внимание уделяется вопросам выявления и поддержки одаренных и талантливых детей, поиску новых форм работы с семьей. Наряду с традиционными конкурсами и проектами художественно-эстетической и спортивной направленности активно используются формы интеллектуального развития детей.

- Конкурс «Алло, мы ищем таланты», интеллектуальный марафон детей подготовительной к школе группы, КВН команд детей и родителей по краеведению (ДОУ г.Облучье);

- Шахматный турнир семейных команд, интеллектуальный конкурс «Знайка» (ДОУ пос.Теплоозерск);

- Проект «Шумовые инструменты своими руками (ДОУ пос.Бира);

- КВН семейных команд «Мой поселок-моя страна», конкурс декоративно-прикладного творчества «Чудо с грядки» (СШ№4 пос.Хинганск);

-Районный конкурс изобразительного творчества детей дошкольного возраста «Открытка для мамы»,

48 детей и родителей стали участниками областного конкурса изобразительного и декоративно-прикладного конкурса «Пасхальная радость».

Педагогами ДОУ г.Облучье, с.Будукан активно используется практика участия детей и родителей в дистанционных конкурсах, организуемых Информационным Центром Ассоциации работников образования и науки «Матрица успеха».

Детские сады развиваются. Наступающий учебный год должен стать временем, когда позитивные мысли, заложенные в федеральные стандарты, войдут в массовую практику. Способствовать этому, несомненно, будет наша с Вами активная позиция, а результатом будет рост общественного признания педагогов дошкольного образования.

Среди первоочередных задач – продолжение работы по развитию развивающей предметно-пространственной среды; повышению уровня профессиональной подготовки педагогов; систематизация деятельности по физическому развитию и оздоровлению детей; возврат к принципу программного проектирования деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей;

В течение 2015/2016 учебного года в школах района обучалось 2834 человека. На конец учебного года – 2818 человек. Значительное сокращение отмечено среди обучающихся 10-11 классов.

Всего: 2013 год – 2910, 2014 год –2848, 2015 год - 2834

1-4 классы: 2013 год - .1255, 2014 год –1212, 2015 год -1211

5-9 классы: 2013 год – 1361, 2014 год –1412, 2015 год - 1410

10-11 классы: 2013 год – 294, 2014 год - 224, 2015 год - 213

Доброй приметой нового учебного года стало заметное увеличение числа первоклассников. На сегодняшний день в первые классы уже зачислено 328 человек. По предварительным данным на начало учебного года за парты в школах района сядут 2902 ученика.

Качество образования неразрывно связано с целью и стратегией образования. По данным статистического мониторинга, учащиеся российских школ усваивают 30-40% информации на ученическом (репродуктивном) уровне, не поднимаясь в своей массе до творческого уровня усвоения. Среди причин такого развития ребенка в процессе образования называют следующие:

- отсутствие универсальной психолого-педагогической теории развивающего обучения каждого ученика с учетом его способностей и интересов;

-сохранение в массовой практике школ репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления;

-неподготовленность педагогов к работе с одаренными детьми, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями;

-снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Школа выдает выпускнику аттестат зрелости, который должен отражать не только результаты его успеваемости, но и результат готовности к самостоятельной жизнедеятельности, интегральный результат процессов обучения, развития и воспитания - социальную зрелость.

Грамотное управление качеством образования определяет в конечном итоге стабильные показатели результатов обучения


Уровень успеваемости:

2013/2014 уч.год - 95,5%

2014/2-15 уч.год - 96%

2015/2016 уч.год - 97,1%

Качество знаний:

2013/2014 уч.год - 42,2%

2014/2-15 уч.год - 42,8%

2015/2016 уч.год - 41,8%


97,1% - усвоили основные общеобразовательные программы.

41,8 % - окончили учебный год на «хорошо» и «отлично» (что выше уровня прошлого года)

118 учащихся - окончили учебный год на «отлично».

6 выпускников 9-х классов получили аттестат с отличием.

Почти половина всех выпускников 11 классов (45,3%) имеют в аттестатах о среднем образовании только отметки «4» и «5». Из них 3 человека награждены медалями «За особые успехи в учении».

Одновременно четыре выпускницы отмечены медалями ЕАО в соответствии с Законом ЕАО от 06.03.2014 № 474-ОЗ «О видах поощрений выпускников образовательных организаций ЕАО»:

Медалями губернатора ЕАО 2 степени были награждены

Бритвина Полина и Добродзий Александра, выпускницы СОШ № 18 п. Теплоозёрск;

Плотникова Юлия, выпускница СОШ № 15 п. Биракан.

Медалью Законодательного Собрания ЕАО "За активную жизненную позицию" награждена Егорова Анна, выпускница СОШ № 3 г. Облучье.

Поддержка талантливых и активных выпускников - надёжный вклад в будущее малой Родины, нашего района. Премия главы ежегодно, начиная с 2012 года, вручается 5 лучшим выпускникам. Лауреатами премии главы «За высокие результаты в учебной и интеллектуальной деятельности» в 2016 году стали 5 выпускников школ района:

Сверкунов Павел, выпускник СОШ № 15 п. Биракан;

Улискова Анастасия, выпускница СОШ № 4 п. Хинганск;

Добродзий Александра и Бритвина Полина, выпускницы СОШ № 18 п. Теплоозёрск;

Карташова Татьяна, выпускница СОШ № 3 г. Облучье.

В настоящее время все лауреаты премии и медалисты поступили в ВУЗ Дальневосточного Федерального округа на бюджетные места.

Думаю, вы согласитесь с тем, что самая обсуждаемая в образовании тема - это Единый государственный экзамен, объективность его проведения и результатов в условиях усиления мер безопасности в пунктах проведения экзаменов, установления системы видеонаблюдения, использования металлоискателей и глушителей сигналов сотовой связи. Анализ результатов итоговой аттестации показал, что в системе подготовки выпускников к экзамену есть проблемы.

И прежде, чем перейти к анализу результатов государственной итоговой аттестации, хочу поблагодарить всех педагогов и руководителей школ, кто обеспечил качественную организацию проведения экзаменов.

Организованная в образовательных организациях работа с родительской общественностью, направленная на привлечение внимания к обеспечению прозрачности и открытости процедуры проведения государственной итоговой аттестации, позволила привлечь к проведению экзаменов 35 общественных наблюдателей.

Выпускники 9 класса с этого года вновь сдавали по 4 экзамена (2 обязательных: математика и русский язык) и 2 экзамена по выбору выпускника в зависимости от выбранного индивидуального образовательного маршрута для дальнейшего обучения.

По итогам государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов среди положительных примеров можно отметить:

- повышение качества знаний и уровня успеваемости по обязательным предметам (математика и русский язык) (диаграммы:

Математика

качество знаний: 2014 год – 10,4%, 2015 год – 28,6%; 2016 год - 49,8%

уровень успеваемости: 2014 год – 91,9%, 2015 год – 95%; 2016 год - 97,3%.

Русский язык

качество знаний: 2014 год – 46,6%, 2015 год – 62,9%; 2016 год - 64,4%

уровень успеваемости: 2014 год – 93,2%, 2015 год – 97,6%; 2016 год - 98,2%

- значение среднего балла по обязательным предметам (математика и русский язык) на протяжении трёх лет выросло с 6,6 баллов в 2014 году до 7,33 баллов.

2014 год – 6.6; 2015 год – 7,1; 2016 год. - 7,33.

Это стало возможным вследствие повышения среднего балла в 6 школах

Сш 10

Сш 9

Сш 15

Сш 3

Сш 5

Сш 18

Инт 27

Сш 4

Сш 2

Сш 24

Ош 8

2014 г.

6,5

6,38

7,1

6,13

7,17

7,02

6,52

6.86

6,58

5,76

6,5

2015 г.

7,4

6,82

7,35

7,05

6,75

6,98

7,43

7,71

7,38

6,85

6,00

2016 Г.

8,21

7,72

7,61

7,39

7,33

7,23

7,18

7,08

7,05

6,83

-

- одна школа района вошла в «десятку» школ ЕАО с наивысшими средними баллами по итогам обязательных экзаменов (СОШ № 10 п. Кульдур).

Можно отметить также повышение среднего балла по литературе и информатике.

По физике, истории и литературе средний балл выпускников нашего района выше областных значений.

Результаты образовательной деятельности выпускников 9 класса и по качеству знаний и по уровню предварительной успеваемости на протяжении трёх лет выросли.

качество знаний: 2014 год – 26,8%, 2015 год – 31,1%; 2016 год - 31,7%

уровень успеваемости: 2014 год – 88,7%, 2015 год – 92,2%; 2016 год - 92,9%

В целом, сравнивая результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов и результаты учебного года можно отметить практически объективную картину оценивания учащихся.

По итогам учебного года на «4» и «5» закончили треть (31,7%) всех выпускников.

По итогам всех экзаменов на «4» и «5» сданы почти 45% экзаменов (44,7%).

Казалось бы, картина улучшается, однако анализ результатов показывает, что она далеко нас не устраивает:

- 11% всех экзаменов сданы на неудовлетворительную отметку;

- 17 человек не получили аттестат об основном общем образовании (в 2015 году - 20 человек).

Основной формой внешней оценки качества образования в старшей школе является единый государственный экзамен. По сравнению с прошлым годом изменений в процедуре проведения экзамена не было. Второй год

- проводилось итоговое сочинение в выпускных классах как часть системы допуска к государственной итоговой аттестации;

- экзамен по математике сдавался на базовом и профильном уровне;

- второй год на экзамене по иностранному языку имеется тестовая часть и часть «говорение».

Показатель среднего балла по обязательным предметам ЕГЭ в 2016 году выше показателя 2015 года: в 2015 году – 3,36; в 2016 году – 3,62.

Год

Математика (базовая)

Математика (профильная)

Русский язык

Итог (район)

ЕАО

2015 г.

3,53

2,86

3,71

3,36

2016 г.

4,1

3,07

3,69

3,62

3,78

Главным положительным достижением является повышение среднего балла по базовой математике, который составил 4,1 балла, это лучший показатель среди районов области. 41,5% участников этого экзамена сдали его с отметкой "5".

Лучшие результаты показали выпускники

- СОШ № 3 г. Облучье (учитель – Зиновьева Т.В.), средний тестовый балл - 4,53;

выпускники СОШ № 18 п. Теплоозёрск (учитель - Свириденко Г.Н.), средний тестовый балл - 4,63.

Повысился средний балл по профильной математике с 2,86 баллов в 2015 году до 3,07 – в 2016 году. Однако, каждый четвёртый выпускник, выбравший этот экзамен, не переступил минимальный порог, необходимый для поступления в ВУЗ.

Результат по русскому языку снизился на 0,02 балла: с 3,71 в 2015 году до 3,69.

9 выпускников по итогам ЕГЭ набрали более 80 баллов: по русскому языку, обществознанию и биологии. В 2015 году учеников с баллами, свыше 80, было 8 человек).

Выпускница СОШ № 18 п. Теплоозёрск Добродзий Александра набрала 91 балл по русскому языку (учитель – Артамонова Л.В.).

96 баллов по русскому зыку набрала выпускница школы–интернат № 27 Г. Облучье – Момот Анастасия (учитель – Федяева А.Ф.)

В «десятку» школ с наивысшими средними баллами по итогам сданных экзаменов вошла СОШ № 18 п. Теплоозёрск, у которой второй рейтинг средних школ ЕАО.

Однако три школы района вошли в «десятку» школ с наименьшими средними баллами по итогам всех сданных экзаменов: СОШ № 24 п. Бира, СОШ № 4 п. Хинганск, СОШ № 9 п. Известковый.

В 2016 году аттестаты о среднем общем образовании получили 96,8% выпускников. Не получили аттестаты 3 ученика 11 классов двух школ: одна ученица СОШ № 2 г. Облучье и 2 ученика СОШ № 9 п. Известковый.

качество знаний: 2014 год – 42,2%, 2015 год – 49,5%; 2016 год - 45,8%

уровень успеваемости: 2014 год – 96,1%, 2015 год – 92%; 2016 год - 96,8%

Мы все осознаём, что результаты экзаменов - это главный показатель деятельности школы, поэтому необходимо продолжить искать новые пути повышения качества обучения, быть готовыми

- к изменениям, связанным с поэтапным введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- к изменениям в преподавании отдельных предметных линий, связанным с введением Концепций предметных линий: Концепции математического, филологического, географического, технологического образования, историко-культурного стандарта.

Важным инструментом повышением качества системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты, требования которых позволяют совершенствовать системы оценки качества образования как муниципальной, так и образовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил компетенции образовательных организаций в формировании внутренней системы оценки качества образования, для проведения которой используются различные источники данных. Но внутренняя оценка не означает закрытость системы, напротив только при условии соблюдения принципа открытости образовательное учреждение, привлекая общественный компонент управления, получает шанс для дальнейшего развития.

Наибольшее внимание и интерес со стороны общества вызывает качество общего образования и объективность его оценки.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2015 № 1381 «О проведении мониторинга качества образования» для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации и поддержки ФГОС в 2016 году в апробационном режиме для обучающихся 4-х классов проведены проверочные работы, которые оценивались по единым критериям по всей стране.

В течение 2016/2017 учебного года всероссийские проверочные работы будут проведены для учащихся 5, 6, 8, 10 классов по отдельным предметам:

2016 год:

5, 8 класс – иностранный язык;

6,8 класс – ОБЖ;

10 класс –химия, биология

2017 год:

4,5 класс – рус.яз., математика;

4 класс – окружающий мир;

5 класс – история, биология


В 2016 году 304 ученика 4-х классов нашего района приняли участие в ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру, выполнив 825 работ.

Всего работ

«5»

«4»

«3»

«2»

Район

825

37%

42%

18%

3%

ЕАО

5357

42%

39%

17%

2%

Результаты показали, что большинство учащихся 4-х классов освоили требования новых образовательных стандартов по предметам.

79% всех работ выполнены на «4» и «5» (областной показатель – 81%).

В шести школах все ученики освоили базовый уровень образовательной программы: СОШ № 3 г. Облучье, СОШ № 5 с. Пашково, СОШ № 9 п. Известковый, школа в с. Семисточный, школа в с. Будукан, СОШ № 24 п. Бира.

Из общего числа выполненных работ в 24 работах (3%) учащиеся не достигли планируемых результатов в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования: это 13 работ по математике, 7 работ по русскому языку, 4 работы по окружающему миру.

Итоговый контроль в конце четвертого класса – это не просто контрольная работа, это серьезный повод для анализа достижений каждого ребенка.

Причины многих неудач экзаменов в 9-х классах и ЕГЭ видны еще на начальном уровне образования, поэтому результаты независимой оценки должны стать предметом совместного анализа учителей-предметников и учителей начальных классов и основанием для планирования дальнейшей работы. Необходимо использовать эти результаты для формирования индивидуальной траектории в развитии ученика.

В целом, итоги обучения выпускников 4-х классов лучше результатов 2015 года. На "4" и "5" закончили 4 класс 140 человек, 48,7% (в 2015 году - 47%).

Три ученика не освоили основную общеобразовательную программу начального общего образования (в 2015 году - 8 человек).

качество знаний: 2014 год – 47,5%, 2015 год – 47%, 2016 год - 48,7%

уровень успеваемости: 2014 год – 98,8%, 2015 год – 97,3%, 2016 год - 98,9%

Наилучших результатов достигли выпускники 4-х классов Моисеевой Н.П., учителя СОШ № 2 г. Облучье, Воротниковой И.В., учителя СОШ № 15 п. Биракан, Емщининой В.А., учителя СОШ № 3 г. Облучье.

Методическим объединениям предстоит провести тщательный качественный анализ результатов ВПР:

- спланировать формы работы по наиболее трудным темам в изучении каждого предмета;

- представить и использовать позитивный опыт педагогов и образовательных учреждений, ученики которых достигают высокого уровня освоения содержания начального образования;

С нового учебного года в первых классах четырёх учреждений района начнётся введение ФГОС начального общего образования для 7 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них

- 4 ребёнка с РАС (расстройством аутистического спектра);

- 3 ребёнка с ЗПР (задержкой психического развития).

96 детей в других классах продолжат обучение по адаптированным общеобразовательным программам.

Всем учреждениям необходимо быть готовыми для реализации адаптированных общеобразовательных программ: до 1 сентября 2016 года завершить разработку программ, в течение учебного года провести работу по профессиональной подготовке руководителей и педагогов.

Инструментом управления процессом введения ФГОС на уровне муниципальной образовательной системы является ежегодный мониторинг, который позволяет оперативно выявлять не только уровень готовности общеобразовательных организаций, но и динамику происходящих в них изменений, оценивать эффективность и полноту управленческих действий.

Положительные изменения в муниципальной системе образования стали возможными вследствие улучшения

- собственных показателей по сравнению с прошлым учебным годом в двух школах района: СОШ № 3 г. Облучье, СОШ № 15 п. Биракан;

- повысилась доля школьников, обучающихся на «4» и «5» в двух школах: Радде и в филиале в п. Лондоко-завод;

- в пяти школах района повысилась успеваемость: СОШ № 2 г. Облучье, СОШ № 4 п. Хинганск, СОШ № 5 с. Пашково, СОШ № 9 п. Известковый, филиал в с. Будукан.

Вместе с тем, отмечено снижение показателей качества знаний и успеваемости в четырёх школах: СОШ № 10 п. Кульдур, филиал в с. Двуречье, СОШ № 18 п. Теплоозёрск, СОШ№ 24 п. Бира.

Руководителям образовательных учреждений необходимо учитывать результаты независимой оценки деятельности учреждений (результаты ГИА, ВПР, результаты независимого анкетирования участников образовательных отношений) при планировании внутришкольного контроля, для организации самообразовательной деятельности педагогов, для планирования деятельности по повышению имиджа образовательного учреждения в местном сообществе.

Реализация новых образовательных стандартов невозможна без профессиональной готовности педагогических и руководящих работников.

В 2015/2016 учебном году в образовательных организациях района работали 324 педагогических и руководящих работников: 226 – в школах и 98 – в дошкольных образовательных организациях.

Всего педагогов

Доля педагогов, имеющих высшую и первую категории, %

2014 год

2015 год

Педагоги ДОУ

98

30,9

32,0

Педагоги школ

226

40,0

39,6

Введение ФГОС создаёт дополнительные стимулы для развития профессиональных компетентностей педагогов:

- увеличилась доля педагогов ДОУ, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории;

- начался процесс профессиональной переподготовки учителей в школах и ДОУ, не имеющих педагогического образования, или ведущих педагогическую деятельность по двум и более предметам, по которым не имеют базового образования.

За предыдущий период 28 педагогов прошли профессиональную переподготовку, 5 педагогов в настоящее время продолжают обучение.

Ещё 28 педагогов школ и ДОУ нуждаются в профессиональной переподготовке, 6 из них в 2016 году поступили в Политехнический лицей для получения образования по специальности «воспитатель».

Введение ФГОС общего и дошкольного образования стало стимулом для развития самообразовательной деятельности педагогов.

В дошкольных образовательных учреждений, педагоги активнее стали использовать опытно-экспериментальную, проектную деятельность при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.

На районном семинаре-совещании «Деятельность педагога в условиях введения ФГОС ДО» представлен опыт работы 13 педагогов, а в течение всего учебного года - 23 педагогов ДОУ.

Создаются условия для выявления и распространения инновационных форм работы с детьми:

- организован конкурс методических разработок проектной деятельности детей в области познавательного развития, победителями которого стали Димова Т.В. (ДОУ пос.Бира), Василец В.А. (СШ№4 пос.Хинганск).

Педагоги школ увереннее используют дистанционные формы повышения квалификации, интернет-сервисы для самообразовательной деятельности и при работе со школьниками.

Заслуживает внимания и использования опыт, представленный на методическом дне педагогическим коллективом СОШ №2 г.Облучье. Педагоги поделились практикой использования современных интернет-ресурсов, позволяющих смоделировать современный урок, сделать его более увлекательным, менее трудоёмким, способным повысить мотивацию учеников к саморазвитию и развитию информационных компетентностей.

Опыт введения ФГОС общего образования в течение года был представлен на методических днях:

- в СОШ № 4 п. Хинганск по теме «Без малой Родины нет Родины большой» основной акцент был сделан на развитие исследовательской деятельности школьников;

- в СОШ № 10 п. Кульдур по теме «Внеурочная деятельность как многогранное развития ребёнка в рамках реализации ФГОС»;

- в СОШ № 3 г. Облучье по теме «Мастерство учителя как условие качества реализации ФГОС», в ходе которого были представлены возможности технического творчества кружка по робототехнике.

Педагоги района - активные участники региональных и всероссийских конкурсов.

Победитель Всероссийского конкурса «Молодой директор России» - директор МКОУ «СОШ №10 п.Кульдур имени полного кавалера ордена Славы А.И.Раскопенского Дергачев Евгений Сергеевич.

Призёрами областного конкурса «Методическая копилка» в 2015 году стали:

- Вологжина М.Р., учитель начальных классов МБОУ СОО «Школа №2 г.Облучье»;

- Лисицына А. Л., учитель математики МБОУ «СОШ №3 г.Облучье» имени Героя Советского Союза Ю.В. Тварковского;

- Нестерова Н. П., учитель начальных классов МКОУ «СОШ №9 п.Известковый»;

- Солодова И. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №18 п. Теплоозерск».

Замечательно, что среди призёров областного конкурса «Я выбираю профессию учитель» 5 учеников нашего района. Это ученики СОШ № 2 г. Облучье, учителями которых являются Касимова Т.Н., Моисеева Н.П., Заневская Т.А., Жданкина О.В. и ученик Кулюшиной С. А., учителя СОШ № 10 п. Кульдур.

Поддержка педагогов-лидеров образования - один из приоритетов главы района. Ежегодно, начиная с 2002 года, трём педагогам вручается премия главы района. Всего за эти годы лауреатами премии стали 42 педагога. В 2015 году лауреатами премии стали:

Ермоленко Е. А., учитель начальных классов СОШ №4 п. Хинганск;

Брылева Г. И., учитель начальных классов СОШ № 15 п. Биракан;

Парфенюк А. В., воспитатель ДОУ № 2 п. Теплоозёрск.

Эффективность предпринимаемых мер поддержки в системе образования направлена на дальнейшее развитие кадров. Современному образованию необходимы люди, способные изменяться в связи с требованиями, предъявляемыми новыми стандартами. И мы должны быть готовыми к постоянному повышению профессионального уровня.

Воспитание является приоритетным направлением деятельности современной школы. В июне 2015 года была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской федерации 2015-2025». В этом документе говорится: «…государственная политика в сфере воспитания направлена на формирование у подрастающего поколения готовности к непрерывному личностному росту, активному участию в жизни страны, совершенствованию социально-экономических и культурных отношений». Все эти направления отражены в воспитательной деятельности образовательных организациях района.

От того, насколько здорово и активно подрастающее поколение, зависит благополучие общества. Главная цель летней оздоровительной кампании –обеспечение максимального охвата детей и подростков организованными формами оздоровления, отдыха и полезной занятости. Мы отмечаем увеличение занятости обучающихся всеми формами летнего отдыха с 91% в 2015 году до 93% - в 2016 году.

В организации летней кампании было занято свыше 328 (80%) работников системы образования района. В вашем лице выражаю благодарность всем работникам, которые смогли сделать летние каникулы интересными и увлекательными, полезными и безопасными. Большое спасибо!

Cегодня и дополнительное образование рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Важным показателем с позиции планирования стратегии развития дополнительного образования является охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации к 2020 году должен составлять 75 %.

В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, получают возможность полноценной организации свободного времени.

В нашем районе дополнительное образование организовано на базе всех общеобразовательных организаций и 2 учреждений дополнительного образования. Показатель, установленный Указом Президента РФ, выполнен и составляет 80% от общей численности детей и молодёжи (областной показатель - 77%), в том числе

- в школах - 89,6% (ЕАО - 66%);

- в учреждениях дополнительного образования - 10,4% (ЕАО -34%).

Более 33% детей занимаются в спортивных секциях,

- 21% - в объединениях художественного творчества;

- 2% - в объединениях технического творчества.

Очевидна проблема низкого охвата детей кружками по техническому моделированию и проектированию. Современный учитель и воспитатель должен уметь организовать детей на интересную созидательную внеурочную деятельность, иметь практические умения: умения и навыки социального проектирования и моделирования, технического творчества, навыки рисования и лепки, обработки древесины и металла и другие.

Развитие школьных воспитательных систем в районе непосредственно связано с деятельностью учреждений, являющихся опорными школами по отдельным направлениям.

Продолжила свою работу в качестве опорного учреждения СОШ №18 п.Теплоозёрск, успешно развивая новое направление. Второй год теплоозёрцы являются инициаторами проведения районного КВН. В этом году чемпионат собрал 5 команд лучших юмористов из школ района.

Активному развитию школьного ученического самоуправления в школах района способствовала деятельность СОШ №15 п.Биракан. В течение года в четырнадцатый раз был проведён форум ученических самоуправлений «Путь открыт». Школа является опорной по развитию туристического направления не только в нашем районе, но и для других школ области.

Социальное проектирование как непосредственный результат деятельности органов школьного самоуправления активно используется учреждениями для

- помощи и поддержки детей–инвалидов, детям-сиротам Бирской школы-интерната. Такие акции проводятся учениками СОШ № 2 г. Облучье, СОШ № 15 п. Биракан;

- помощи ветеранам, проведения концертов в Доме престарелых п. Биракан. Акция «Открытые сердца», которую проводят школьники СОШ № 10 п. Кульдур и СОШ № 15 п. Биракан;

- акцию «Доброе дело» организовали и реализовали ученики совместно с родителями и педагогами СОШ № 15 п. Биракан, которая заключалась в переносе на новое место и благоустройстве пришкольной территории, необходимой для групп дошкольного образования;

- акция «Всё начинается со школьного двора» проводится в СОШ № 24 п. Бира третий год, а начиналась с проекта, представленного на Форуме в Биракане;

- акция «Озеленения школы» прошла в течение летнего периода в СОШ № 9 п. Известковый. Этот проект был представлен на Форуме в 2015 году. Сегодня он реализован.

Таких примеров множество, и я рада их приводить. Спасибо руководителям и педагогам, которые могут вселить уверенность в детские сердца в необходимости их помощи, мотивировать детскую активность до логического завершения добрых дел.

В течение этого года образовательные организации стали активнее взаимодействовать между собой, и это наше достижение.

Совместные мероприятия между школьниками и дошкольниками, безусловно, несут мощную воспитательную энергетику для молодого поколения. Самыми запоминающимися новшествами этого года стали:

- Районный фестиваль, посвящённый Дню народного единства;

- Районный конкурс семейных спортивных команд с участием детей дошкольного возраста «Папа, мама, я – спортивная семья».

Одним из ярких совместных социальных проектов этого года стало проведение на базе ОАО "Санаторий "Кульдур" районной Школы вожатых, которая состоялась по инициативе СОШ № 10 п. Кульдур и СОШ № 15 п. Биракан. Этот проект объединил увлекательной деятельностью более 60 активистов школьного самоуправления.

Говоря о взаимодействии школьников, не могу не сказать о новой форме взаимодействия педагогов района. С целью пропаганды здорового образа жизни и подготовки к введению физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО в течение учебного года была проведена Спартакиада среди работников образовательных учреждений района по наиболее популярным видам спорта: спортивный туризм и ориентирование на местности, волейбол, баскетбол, дартс, настольный теннис, мини-футбол. Спартакиада объединила более 70 работников. Победителем по всем видам состязаний признана команда СОШ № 15 п. Биракан, призёрами - СОШ № 2 г. Облучье и СОШ № 4 п. Хинганск.

В наступающем учебном году нас ждёт новый воспитательный проект - Российское движение школьников, который, безусловно, будет основываться на сложившихся традициях и особенностях развития системы образования нашего района.

Пилотными школами в районе определены три: СОШ № 2 г. Облучье. СОШ № 10 п. Кульдур. СОШ № 15 п. Биракан.

Я надеюсь, что сложившаяся практика взаимодействия поможет нам совместными усилиями создать новые предпосылки для развития школьных воспитательных систем.

Для решения наиболее актуальных проблем в области воспитательной работы и дополнительного образования в предстоящем учебном году определены также приоритеты:

1. Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования до 90 %.

2. Обновление содержания системы дополнительного образования детей посредством приоритетной разработки и внедрения программ нового поколения.

3. Активизация воспитательного потенциала в процессе реализации программ технического, художественно-эстетического творчества, а также программ эколого-биологической, туристко-краеведческой, спортивной направленностей в общеобразовательных организациях.

Современная школа всё уверенней становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени - широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности, как основы его внешней и внутренней культуры.

Сформировать мировоззрение, чёткую жизненную позицию, умения межличностного взаимодействия одной школе не под силу. Для решения этих важнейших задач в первую очередь считаем необходимым развивать социальное партнёрство, задача которого – развитие общественного участия в управлении образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования, что в свою очередь способствует:

- повышению качества образования;

- повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;

- формированию эффективного рынка образовательных услуг.

Социальное партнёрство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных организаций, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата.

Социальными партнёрами образовательных организаций района являются:

1) органы исполнительной и законодательной власти области и района;

2) региональное и местное отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

3) руководители организаций и предприятий района:

- Облученская дистанция пути (руководитель – Рамазанов А.М.);

- ООО «Петропавловск – Чёрная металлургия»;

- ОАО «Теплоозёрский цементный завод» (руководитель – Иванов В.А.);

- ОАО «Биробиджанское дорожно-ремонтное строительное управление» (руководитель – Тян А.В.);

- местное отделение ДОСААФ Облученского района (руководитель – Крюков В.А.);

- ОАО «Санаторий «Кульдур» (руководитель – Гончаров С.Н.);

- пограничная застава с. Пашково;

- пожарная часть г. Облучье;

4) местное сообщество (родительская и иная общественность):

- родительские собрания и комитеты образовательных организаций;

- районное родительское собрание;

- Общественный совет по независимой оценке образовательных организаций.

Кроме этого, на территории каждого населённого пункта организовано взаимодействие образовательных организаций с учреждениями культуры, библиотечными центрами.

Примеры социального партнёрства разнообразны:

- реализация социальных проектов,

- совместное проведение спортивных, общественно-значимых мероприятий,

- поддержка в материально-техническом обеспечении образовательных учреждений,

- помощь при проведении ремонтных работ,

- поддержка педагогов и школьников, добившихся значимых результатов.

При поддержке регионального и местного отделений Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» стала возможной реализация социально-значимых проектов, проведение районных мероприятий. В полной мере ощущают меры поддержки ученические и педагогические коллективы образовательных организаций: дополнительное оснащение спортивных залов и площадок, укрепление материально-технической базы школьных пищеблоков и предметных кабинетов.

За что отдельное спаси

Так по инициативе и при поддержке местного отделения ДОСААФ России впервые в Облученском районе прошёл фестиваль-конкурс инсценированной военной песни "Служу России", главными целями которого стали формирование активной гражданской позиции и пропаганда важности защиты Отечества. Работу творческого коллектива СОШ № 4 п. Хинганск конкурсная комиссия признала самой лучшей.

Совместно с местным отделением ДОСААФ, военным комиссариатом и командованием войсковой части в г. Облучье были организованы пятидневные учебные сборы по основам военной службы для юношей-десятиклассников, а при дополнительной поддержке местного отделения ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проведён районный Слет юнармейцев, посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Победителем признана команда СОШ № 5 с.Пашково.

При участии и поддержке пограничной заставы, пожарной части г. Облучье для повышения интереса и уровня подготовки молодежи к службе вВооруженных Силах Российской Федерации на территории с.Пашково была проведена муниципальная игра «Школа безопасности-2015».Победителем стала команда СОШ № 5 с.Пашково.

Формирование личности ребенка в первую очередь происходит при взаимодействии семьи и школы. Поэтому родители являются частью образовательного процесса, которые являются активными помощниками в организации внеурочной и образовательной деятельности. При подготовке к районному фестивалю, посвященному Дню народного единства, родители приняли участие в подготовке выставки культуры народов, творческих номеров, в пошиве костюмов и др.

Проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в целях духовно-нравственного воспитания детей на основе традиционных ценностей были обсуждены на заседании районного родительского собрания. Был представлен положительный опыт взаимодействия родителей и классных руководителей СОШ № 4 п. Хинганск, СОШ № 24 п. Бира.

Для формирования реального партнёрства семьи и образовательной организации руководителям образовательных учреждений необходимо активнее привлекать к управлению родительскую общественность, обратить внимание на активизацию обратной связи с родителями для решения возникающих проблем на месте и оперативно.

Организация работы сайта учреждения, публичные отчеты руководителей, проведение встреч с родительской общественностью и ветеранами педагогического труда, публикации в СМИ должны ещё активнее войти в практику работы образовательных организаций

От имени всех работников системы образования выражаю благодарность руководителям организаций, представителям родительской и иной общественности за неравнодушие, инициативу и поддержку!

Мы считаем, что взаимодействие социальных партнёров является взаимовыгодным, поскольку вместе мы достигнем намного больших положительных эффектов.

В результате совместной деятельности мы получим учащихся с чёткой жизненной позицией, умеющих вступать в партнёрские отношения представителями различных слоёв общества и возрастных групп;

Власть получит общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику, граждан, способных проявлять гражданскую позицию;

Предприятия и организации получат работников, способных творчески относиться к своей деятельности;

Бизнес получит предприимчивых людей с продвинутым мышлением;

Родители могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования

Качество и условия образования в значительной степени определяются финансовыми ресурсами. Расходы бюджета района на отрасль «Образование» являются самым объёмным показателем.

Расходы на образование в консолидированном бюджете Облученского муниципального района в 2015 году составили 381,5 млн. рублей (50% расходов бюджета района). По сравнению с 2014 году в денежном эквиваленте они выросли на 16% (330,5 млн. рублей, 35% консолидированного бюджета района 2014 года).

На 2016 год запланировано 350,3 млн. рублей (40% консолидированного бюджета 2016 года).

Средний уровень заработной платы за 2015 год учителей школ по сравнению с 2014 годом повысился и составляет 119% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в ЕАО

2014 год – район – 29263,3 руб., 97%, ЕАО – 30117,1 руб.

2015 год – район – 30370,5 руб., 119%, ЕАО – 25595руб

1 квартал 2016 года – 27884,3 руб., 95%, ЕАО – 29371,9 руб.

Средний уровень заработной платы педагогов дошкольных организаций за 2015 год по сравнению с 2014 годом незначительно повысился и составляет 101% от средней заработной платы в сфере общего образования ЕАО

2014 год – район – 25734 руб., 106%, ЕАО – 23769 руб.

2015 год – район – 25964,2 руб., 101%, ЕАО – 25784,2 руб.

1 квартал 2016 года – 21819,6 руб., 102%, ЕАО – 21375,7 руб.

Правительством области поставлена задача сохранения уровня заработной платы в школах и дошкольных образовательных организациях в 2016 году. Однако достичь этого самостоятельно мы не сможем.

Бюджетом района на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году предусмотрены средства в объёме 11576,0 тыс. рублей (в 2015 году – 10810,7 тыс. рублей).

Мероприятия

2015 год

2016 год

Промывка систем отопления (тыс. руб.)

1196,0

710,1

Противопожарные мероприятия (тыс. руб.)

1057,5

1034,7

Ремонтные работы (тыс. руб.)

506,9

5879,7

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий (тыс. руб.)

1787,1

Подготовка школьных автобусов

3502,8

3951,5

ИТОГО

10810,7

11576,0

В 2016 году мы внедрили новую форму приобретения учебников для школ, для чего в соответствии с заявками учреждений на основе средств, выделенных по нормативу финансирования, были заключены муниципальные контракты на поставку учебников с 4 издательствами.

Объем финансовых средств на приобретение учебников составил – 985,08 тыс. рублей.

Общее количество заказанных экземпляров учебников составляет 3466 штук, что позволит заменить 3,9% фонда школьных учебников (в 2015 году на те же средства количество заказанных экземпляров составило 2669, обновление фонда составило 3%).

На прошлой неделе была проведена комиссионная приёмка образовательных учреждений к началу учебного года. Благодаря неустанному энтузиазму, умелому выстраиванию взаимоотношений с социальными партнёрами образовательные учреждения изменились в лучшую сторону.

Выражаю благодарность всем руководителям и коллективам школ и дошкольных образовательных организаций за большую работу!

Для повышения качества образования перед образовательными организациями поставлена задача соответствия требованиям ФГОС в части создания условий для реализации образовательного процесса, а также нормам и требованиям безопасности. Эффективное её решение положительно повлияет на обеспечение доступности качественного образования, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения, устойчивое социально-экономическое развитие района.

Исходя из анализа результатов 2015/2016 учебного года деятельность муниципальной системы образования в 2016/2017 учебном году будет направлена на решение следующих задач:

1. Расширение возможности муниципальной образовательной сети для предоставления качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, развитие вариативных форм предоставления образовательных услуг.

2. Создание условий для безопасного и комфортного пребывания обучающихся с различными возможностями в образовательных учреждениях.

3. Создание условий, стимулирующих педагогов к повышению профессионального мастерства и инновационной деятельности, способствующих привлечению в образовательные учреждения молодых кадров.

4. Развитие воспитательной системы в рамках Стратегии развития воспитания на период до 2025 года.

Широкий круг задач, поставленных в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, дал мощный стимул качественному изменению всей отрасли образования.

В.В. Путин сказал: "На ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель - сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убеждён, такая задача способна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны".

Мы вновь начинаем учебный год! Для одних – это первый учебный год, для других он имеет свой счет.

Я поздравляю всех Вас, а в вашем лице ваших коллег, ветеранов педагогического труда, родителей, учащихся и воспитанников с новым учебным годом. Самые искренние пожелания, всем творческих поисков и удач в благородной педагогической деятельности.

Я желаю, чтобы работа приносила вам только радость, чтобы все ученики с вашей помощью становились мудрее и умнее. Ваш труд, ваши дела никогда не забудутся, а это самое главное пожелание для любого учителя!

С новым учебным годом!